Семь цветов Будапешта. Продолжение. Цвет синий

05 ноября 2021 Время поездки: с 11 ноября 2017 по 18 ноября 2017
Репутация: +1947½
Добавить в друзья
Написать письмо

Семь цветов Будапешта. Цвет красный. Цвет оранжевый. Начало 

Семь цветов Будапешта. Продолжение. Цвет желтый

Семь цветов Будапешта. Продолжение. Цвет зеленый

Семь цветов Будапешта. Продолжение. Цвет голубой 

Цвет синий – героический.

В главном фокусе этого маршрута будет самая знаменитая площадь Будапешта – Площадь Героев (Hsök tere), ею заканчивается парадный проспект венгерской столицы – Андраши. 

А начнем мы с площади на пересечении проспекта Андраши с Большим бульваром (Nagy korut) площади Октогон (Oktogon ter). Площадь образует восьмиугольник – отсюда и ее название. Она застроена зданиями по проекту архитектора Антала Скалнитцки, предпочитавшего тво­рить в стиле так называемого историзма. Эта работа стала послед­ним большим успехом в его карьере и получила приз на Всемирной выставке в Вене в 1873 году. С 1936 по 1945 год площадь носила имя Муссолини, а с приходом к власти коммунистов ее переименовали в площадь 7 Ноября. Первоначальное название было возвращено площади в 1990-х годах. 


Двигаясь по проспекту Андраши мы подходим к Дому террора (Terror Háza, также Музей террора):

В здании с огромным козырьком, на котором вырезано слово TERROR, размещается Музей жертв коммунистической и фашистской диктатуры. Место было выбрано не слу­чайно. В годы войны здесь находилась штаб-квартира местных фашистов, а в 1950-х годах – Служба национальной безопасности (аналог советского НКВД). В подвалах здания была обустроена тюрьма, где содержались полит­заключенные. Музей был открыт в 2002 году. Его экспози­ция сразу же вызвала острые споры. По мне­нию критиков, в ней Венгрия изображена как жертва иностранных оккупантов и не в полной мере освещается участие самих венгров в звер­ствах тоталитарных режимов. При этом ком­мунистическому периоду уделяется гораздо больше внимания, чем фашистскому.

На пересечении проспекта и улицы Vorosmarty в старом здании Музыкальной академии (1877-1879, Адольф Ланг)  расположена музей-квартира Ференца Листа. Это здание стало долгождан­ным подарком для учащихся, долгое время не имевших своего помещения. В 1881 году в квар­тиру в этом же доме переехал и Ференц Лист, он прожил в ней до конца своих дней. В экспозиции сохра­нена обстановка, представлены рукописи его сочинений, а также личные вещи, среди ко­торых, например,уникальное «стеклянное пианино».  

Далее мы выходим на не менее героическую, но очень очаровательную площадь – Кодая (Kodаly korond). По кругу, словно декорации, вы­строились похожие друг на друга дома в сти­ле неоренессанс с расписными фасадами.

В одном из них жил композитор Золтан Кодай. Сегодня там размещается его музей. Площадь поделена на четыре равные части. В небольших скверах с могучими платанами установлены четыре памятника националь­ным героям Венгрии. В южной четверти – памятник Яношу Боттьяну(1643-1709) (1958, Дьюла Ковач Киш), прозванному Слепым, по­скольку потерял один глаз в войне против ту­рок в конце XVII века. Он участвовал в сраже­нии при освобождении Буды от османов.


На той же стороне проспекта Андраши стоит памятникдругому военачальнику, предста­вителю знатной венгерской фамилии – Миклошу Зриньи(1508-1566) (1902, Йожеф Рона). Он геройски погиб в 1566 году при обо­роне крепости Сигетвар, комендантом кото­рой был, от турецких войск султана Сулеймана. Более месяца почти 2500 защитников удерживали крепость, осаждаемую многоты­сячной турецкой армией. Наконец, венгры предприняли отчаянную атаку и все погибли. Турки ворвались в крепость, но внезапно взле­тели на воздух пороховые погреба, взорван­ные Зриньи. Во время этой осады турки поте­ряли свыше 20 000 человек убитыми.

Напротив памятника Зриньи – памятник на­циональному поэту Балинту Балашши(1554-1594) (1959, Пал Патцаи) – основоположни­ку венгерской лирической поэзии, также отличившемуся в битвах с турками. В одной из них, при осаде Эстергома, Балашши и скон­чался от полученных ран.

Четвертый памятник посвящен Дьёрдю Сонди (?-1552)  (1955, Ласло Мартон). Он был капитаном небольшой крепости Дрегей на севере Венгрии и отличился во время ее оса­ды турками в 1552 году. Потрясенный муже­ством погибшего при штурме Сонди, турец­кий паша велел похоронить героя со всеми воинскими почестями. Со временем в венгер­ской культуре возник целый культ, связанный с именем Сонди. Он олицетворял собой та­лантливого молодого человека низкого про­исхождения, но с чистыми помыслами, кото­рый в тяжелой ситуации проявил стойкость духа и мужество.

Прогуливаемся проспектом, любуясь очаровательными домами.

И выходим на Прощадь Героев, которая была задумана как пантеон национальных героев, а ее создание приурочено к тысячелетию обретения вен­грами новой родины.


В центре площади стоит монумент Миллениум (1896-1929, архитектор Альберт Шикеданс, скульптор Дьёрдь Зала). Колонну высо­той 36 м венчает фигура архангела Гавриила. В правой руке он держит Святую корону пер­вого венгерского короля Иштвана Святого, в левой – так называемый двойной крест. Его изображение присутствует также на совре­менном гербе Венгрии. За эту фигуру Дьёрдь Зала получил первую премию на Всемирной выставке в Вене в 1900 году. У подножия колонны на высоком постаменте разместились фигуры семи всадников. Они представляют семь вождей племен, пришед­ших на территорию современной Венгрии: Тетень, Онд, Конд, Таш (Лехел), Хуба, Элёд и впереди самый главный из них – Арпад, по­томки которого основали первую династию венгерских королей. На небольшом расстоянии перед колонной установлена тяжелая каменная плита, огражденная кованой цепью. Этот кенотаф – сим­волическая могила «героев, погибших за свободу и независимость своего народа и страны». За кенотафом можно увидеть бронзовую плиту. До постройки пантеона героев на этом месте в 1877 году была пробурена артезианская скважина на глубину 970 м. Над скважи­ной был сооружен фонтан, который со временем уступил место бо­лее грандиозной постройке. Тем не менее вода из этой скважины до сих пор питает купальни «Сеченьи» и «Дагай».

Завершают Миллениум две полукруглые колоннады. Левую венча­ют две аллегорические фигуры, означающие Труд и Благосостояние...

...правую – Знание и Славу.

С внутренней стороны колоннад друг на друга обращены колесницы с аллегорическими фигурами Войны...

...и Мира.

В нишах колоннад установлены 14 скульптур королей и на­циональных героев, сыгравших значительную роль в истории Венг­рии. Слева направо расположены:

  • Иштван I Святой (1001-1038) – первый король Венгрии династии Арпадов, завершивший создание Венгерского государства и поло­живший начало его христианизации;
  • почитаемый в народе Ласло I Святой (1077-1095), вокруг имени которого возник романтический образ идеального христианского короля-рыцаря;
  • король Кальман Книжник (1095-1116), запретивший сожжение ведьм;
  • король Андраш II (1205-1235), издавший Золотую буллу, установившую неприкосновенность привилегий магнатов;
  • король Бела IV (1235-1270), восстанавливавший страну после опустошительных набегов татаро-монголов;
  • король Карл Роберт (1308-1342) – первый представитель Анжуй­ской династии на венгерском престоле;
  • король Лайош I Великий (1342-1382), благодаря военным побе­дам которого родилась империя, «берега которой омывались тре­мя морями»; 

  • Янош Хуньяди (1387-1456) – генерал, вое­вавший против турок, воевода Трансильвании, отец будущего короля;
  • король из рода Хуньяди Матьяш I Корвин или Справедливый (1458-1490), при кото­ром начался расцвет культуры в Венгрии;
  • Иштван Бочкаи (1557-1606) – предводи­тель антигабсбургского восстания 1604-1606 годов;
  • Габор Бетлен (1580-1629) – король Венгрии в 1620-1621 годах, при нем начался расцвет Трансильванского княжества;
  • Имре Тёкёли (1657-1705) – предводитель антигабсбургского восстания 1679-1681 годов;
  • Ференц Ракоци (1676-1735) – предводитель национально-освободительной войны против Австрии 1703-1711 годов;
  • Лайош Кошут (1802-1894) – революционер, участник революции и войны за независи­мость 1848-1849 годов.


    Когда монумент был готов, в последних пяти нишах были установлены скульптуры пяти правителей из династии Габсбургов, однако после Второй мировой войны их убрали, заме­нив теми, которые можно видеть сегодня. Несмотря на патриотичность монумента, его судьба оказалась непростой. Так, в недолгую эпоху Советской республики в Венгрии монумент задрапировали красной тка­нью, поверх которой на колонне поместили гипсовое изображение Маркса, Энгельса и ра­бочего. В послевоенные годы над памятником и вовсе нависла угроза сноса, поскольку он не нравился Матьяшу Ракоши, считавшему этот монумент «проявлением чрезмерных нацио­налистических чувств». Однако все обошлось, и законченный вид площадь приобрела после 1956 года.

    16 июня 1989 года почти 250 000 человек собрались здесь, чтобы принять участие в перезахоронении останков Имре Надя – премьер-министра, одного из основных участников событий 1956 года, казненного в 1958 году. Примечательно, что до своего ареста он укрывался в здании посольства Югославии, которое находилось на углу проспекта Андраши и площади Героев. Сейчас в нем размеща­ется дипмиссия Сербии.

    С обеих сторон площадь замыкают два здания в стиле неокласицизма Музей изобразительных искусств...

    ...и Музей современного искусства.

    Музеи изобразительных искусств(1906, Альберт Шикеданц и Фюлёп Херцог) – круп­нейшее в Венгрии собрание зарубежного ис­кусства. Его основу составили частные кол­лекции, в том числе семьи Эстерхази и Зичи. В собрании представлены памятники древ­неегипетского, античного, византийского, старого венгерского искусства, уникальная коллекция европейской графики XV-XX ве­ков, произведения живописи и скульптуры европейских мастеров XIII-XX веков. Глав­ный вход в музей украшает массивный портик с коринфскими колоннами. На его фронтоне расположена копия скульптурной компози­ции с западной стены храма Зевса в Олимпии (Греция). Она изображает один из известных эпизодов древнегреческой мифологии, рас­сказывающий о битве кентавров и лапифов на свадьбе Перифоя.

    Зал современного искусства(1896, Альберт Шикеданц). Здание спроектировано в форме базилики. Фасад украшает шестиколонный портик. На фронтоне – мозаика Йене Харанги на тему святого Иштвана – покровителя искусств. 

    Через улицу Олофа Пальме от Зала искусств в тени высоких платанов скрывается пави­льон катка (1895,Имре Франчек), который действует зимой. Он был построен на месте сгоревшего аналогичного сооружения и дал новый толчок популярности катания на конь­ках среди горожан. В январе 1908 года здесь проходил чемпионат Европы по конькобеж­ному спорту.

    И через небольшой мост мы попадаем в Городской парк Варошлигет (Varosliget).


    Историческая справка: Парк раскинулся на месте бывших болот. С 1298 года в День святого Георгия здесь со­биралось Государственное собрание. В сере­дине XV столетия эта местность была охот­ничьими угодьями короля Матьяша. В 1808 году было принято решение разбить на этой территории парк. Идею горячо поддержал эрц­герцог Иосиф и подарил несколько саженцев платанов, которые и сегодня растут в парке. Планировку поручили французскому садо­вому архитектору Энрику Неббьену. В 1896 году на территории парка была организована Всемирная выставка, на которой демонстриро­вались все самые современные на тот момент достижения Венгрии. К этому событию на острове посреди искусственного озера были построены копии зданий, расположенных на территории Венгерского королевства, пред­ставляющие основные архитектурные стили.

    Все сооружения были временные. Однако идея так понравилась публике, что после заверше­ния выставки было решено воссоздать эти ко­пии из долговечных материалов. Работами по воссозданию комплекса исто­рических зданий, который в народе называется Вайдахуньядвар, руководил архитек­тор Игнац Алпар.

    С левой стороны от стрель­чатых ворот главного входа высится 37-метро­вая Башня пыток,напоминающая бастионные башни верхнее-венгерских крепостей. Справа от нее – более приземистая Усеченная башня из города Сигишоара в Трансильвании.

    За ней – готическая башня «Не Бойся»из кре­пости Вайдахуньяд (Хунедоара по-румынски) в Трансильвании – родового замка семьи Хуньяди, давшего короля Матьяша. 

    Рядом фасад рыцарского зала этого замка (эта часть и дала название всему историческому ансамблю, который принято называть замком Вайдахуньяд, хотя в действительности он представлен лишь отдельными фрагментами).

    Заканчивается готическое крыло укрупненной копией ал­тарной части часовни в городке Чютёртёк-хей (словац. Спишски Штврток) в Словакии. Напротив расположено романское крыло, где можно увидеть неточную копию церкви из города Як на юго-западе Венгрии (вход в нее украшен фигурами апостолов).

    Левее – за­крытый решетками монастырский дворик.

    Небольшой дворик обрамляют копии фраг­ментов часовни из города Чютёртёкхей и апо­стольская башняиз Сигишоара.

    Завершает комплекс барочный ансамбль, ко­торый не является копией какого-либо кон­кретного сооружения, а составлен из основ­ных элементов этого стиля времен правления императрицы Марии-Терезии.


    Сегодня здесь размещается Сельскохозяйственный музей. В нем, в частности, демонстрируется скелет самой успешной скаковой лошади в мире по кличке Кинчем,что переводится как «мое сокровище». Эта уникальная кобыла на про­тяжении 4 сезонов участвовала в 54 скачках, в которых ни разу не проиграла. За границей ее называли «венгерским чудом». Когда Кинчем умерла в 1887 году в возрасте 13 лет, газеты в Вен­грии вышли в траурном обрамлении, а в стране были приспущены флаги. Память легендарной лошади увековечили, создав посвященный ей музей. Ее именем назван парк в Будапеште. В южном углу барочного дворца со стороны озера выстроена копия башни Каталиниз замка Бран в Трансильвании, где жил зна­менитый граф Дракула.

    Напротив главного фасада дворца установлен памятник лето­писцу,  прозванному Анонимом(1903, Миклош Лигети), жившему в конце XII – начале XIII века. Его хроники рассказывают о раннем периоде венгерской истории, включая обре­тение венграми новой родины. В парке установлено много памятников из­вестным личностям. Так, например, рядом с островом, на котором находится комплекс исторических зданий, в 1906 году был уста­новлен памятникпервому американскому президенту Джорджу Вашингтону(1732-1799) (1906, Дьюла Безереди). Этот монумент был изготовлен на пожертвования венгров, имми­грировавших в Америку в XIX веке.

    В парке есть еще несколько интересных локаций, которые стоит посетить. Если пройти за Музеем изобразительных искусств  вдоль озера, то можна посетить, ну или посмотреть ресторан "Гундель". Он назван вчесть знаменитой династии кули­наров, основателем которой был Янош Гундель (1844-1915). Его сын Карой благодаря мастер­ству кулинара и великолепным предпринима­тельским способностям превратил это заведение в одно из самых известных в Европе. Порой для увеселения гостей он нанимал целый симфонический оркестр. За свою жизнь Карой Гундель написал несколько кулинарных книг, которые были переведены на иностранные язы­ки и до наших дней считаются одними из луч­ших о венгерской кухне. Знаменитым блюдом ресторана по сей день остаются блинчики по-гунделевски – «гундель палачинта». Среди го­стей заведения немало знаменитостей – папа римский Иоанн Павел II, королева Великобри­тании Елизавета II, бывший президент Фран­ции Жак Ширак и многие другие.


    Сразу за рестораном можно увидеть и посетить столичный зоопарк. Визитной карточкой которого является оформленный в стиле модерн вход со слонами работы Корнела Нойшлосса. Он открылся еще в 1866 году, став первым зоосадом в Центральной Ев­ропе, где животные содержались в условиях, близких к естественным. В начале XX века частный зоопарк обанкротился и его выкупил городской совет. Тогда же началась его рекон­струкция. К работе привлекли двух молодых архитекторов – Кароя Коша и Дежё Зрумечки, которые черпали свое вдохновение в средневековом народном творчестве, сочетая его с модными в ту пору веяниями в архитектуре. Они стремились поместить каждое животное в среду, напоминавшую естественное место обитания, и одновременно воспроизвести ти­пичные архитектурные элементы тех мест. К сожалению, многое из той работы до нашего времени не сохранилось.

    Пройдя по улице Allatkerti до купален Сечени (напотив) размещается не очень приметное здание столичного цирка. Оно было построено в 1971 году на месте старого цирка, первое представление в котором состоялось в 1891 году.

    А если от Музея современного искуства пройти по улице Dozsa Gyorgy можна увидеть интересный памятник Колесо времени – это самые большие песочные часы в мире (высота 8 м) . Колесо Времени – сконструировано из таких прочных материалов как гранит, нержавеющая сталь, и специальное ударопрочное стекло, примененных с расчетом на длительное функционирование простого в своей основе, но очень сложного из-за размеров механизма. Слияние древнейшего метода счета времени и технологий 21 столетия (представленных сложным полуавтоматическим механизмом контроля пересыпания песка с помощью компьютера) превратило Колесо Времени из обыкновенного инструмента в настоящее произведение искусства, олицетворяющее время. В 00:00 30 апреля 2004 года Венгрия вступила в Европейский союз. Торжественное открытие монумента и стало символом новой эры в развитии Венгрии, началом нового летоисчисления. Один раз в год, 31 декабря, Колесо Времени совершает поворот на половину круга (каждый раз в одном направлении) верхняя, уже пустая к этому моменту, камера перемещается вниз, и начинается новый годовой цикл пересыпания песка. Переворот часов производится обыкновенным приложением физической силы без применения каких-либо двигателей только с помощью тросов и простого механизма. Подобная простота имела целью еще раз напомнить всем нам о тех прошедших тысячах лет, в течение которых единственным , что могло сдвинуть большой и тяжелый объект были человеческое упорство и сила.

    И традиционно, находящиеся в парке, купальни Сечени:


    В 80-е гг. XIX столетия горный инженер Вилмош Жигмонди обнаружил здесь источник лечебной термальной воды и заложил на этом месте бальнео-курортный павильон. В период с 1909 по 1913 г. здесь был построен масштабный купальный комплекс «Сечени», которому в Старом Свете нет равных и по сей день. В его проекте органично сочетаются элементы архитектурных стилей, характерных для рубежа XIX-XX вв. В 1927 г. комплекс был расширен за счет мужского и женского публичных банных отделений, а также нового пляжного крыла. Если на будайской стороне многочисленные естественные термальные источники играли значительную роль в формировании поселений и развитии купальной культуры, на пештской стороне до 1878 г. не было ни источников, ни скважин с термальной водой. Всемирно известный венгерский ученый инженер Вилмош Жигмонди в 1868 г. начал глубокое бурение в парке Варогилигет. В результате этого из скважины глубиной 970 м вырвалась лечебная вода температурой 74 градуса Цельсия. Эта скважина давала 350-400 л воды в минуту. Хотя из Брюсселя и поступило в Будапешт предложение на строительство купальни, городской совет сам начал строительство предшественницы сегодняшней купальни – Артезианской купальни.

    Открывшаяся в 1881 г. Артезианская купальня располагала 20 ваннами, одной совместной общественной купальней и 6 гостиничными комнатами. Но это только на короткий срок могло удовлетворять растущие запросы и потребности. В одном из самых больших и самых красивых парков Будапешта, Варошлигете, в 1909 г. по проекту университетского профессора Дьёзё Циглера было начато строительство лечебной купальни «Сечени». Состоящая из главного и двух боковых корпусов в стиле эклектики купальня с большим куполом над главным входом и меньшего размера куполами над углами комплекса была построена в 1913 г. Новая лечебная купальня как по общему впечатлению, так и по ее деталям производила очень сильное воздействие на посетителей. В 1927 г. комплекс был расширен. Во время Второй мировой войны купальня получила заметно меньшие повреждения, чем будайские купальни, поэтому весной 1945 г. она уже начала работу. В 1963 г. купальня была реконструирована для работы в зимний период.

    На улице было тепло +1 :)))

    Продолжение здесь >>> 

  • Чтобы добавить или удалить фотографии в рассказе, перейдите в альбом этого рассказа
    На улице было тепло +1  :)))
    Комментарии (8) оставить комментарий
    Показать другие комментарии …
    аватар